2.2.1 Тесты

Модуль для проведения тестов (quizzes) в MOODLE — один из самых сложных и интенсивно использующихся. Автоматическая проверка тестов с помощью MOODLE позволяет применять новые стратегии использования тестов, которые были бы невозможны при ручной проверке (например, тренировочные тесты). Многообразие возможных вариантов использования и внутреннего устройства тестов обусловливает некоторую сложность организации тестов с помощью MOODLE.

Для эффективной работы с тестами все тестовые задания в рамках одного курса объединяются в банк вопросов (ссылка «Вопросы» в блоке «Управление»), а отдельные тесты являются лишь контейнерами, которые заполняются ссылками на банк вопросов, что позволяет использовать одно и то же задание в разных тестах, введя его в банк вопросов всего один раз.

Таким образом, создание теста в MOODLE состоит из следующих этапов:

  • Создание теста как контрольной работы (определение таких атрибутов как дата начала, окончания, лимит времени и др.),
  • Разработка тестовых заданий и внесение их в банк вопросов (либо импорт готового набора тестовых заданий из внешнего источника),
  • Наполнение теста заданиями из банка вопросов и определение его внутренней структуры.

Создание теста (контрольной работы)

IDevice Icon Как создать тест (контрольную работу)

Создавая тест (контрольную работу), преподаватель создаёт контейнер для тестовых заданий и определяет правила взаимодействия учащегося с тестом.

Чтобы создать тест, выполните следующие шаги:

  1. Перейдите в режим редактирования (кнопка «Редактировать»).
  2. В разделе курса, где должен появиться будущий тест, выберите из выпадающего меню «Добавить элемент курса…» пункт «Тест».
  3. На странице «Добавить тест» укажите название теста.
  4. Напишите введение к тесту. Не забудьте включить сюда информацию, касающуюся прохождения теста: число попыток и правила оценки.
  5. При необходимости, установите ограничения по времени:
    • Начало тестирования, окончание тестирования: тест будет открыт для прохождения не раньше начального и не позже конечного момента.
    • Ограничение времени: сколько минут даётся на прохождение теста. После истечения этого времени тест будет автоматически отправлен на проверку с ответами, которые были введены к этому моменту.
    • Задержка по времени: можно установить минимальный временной интервал между отдельными попытками, чтобы студенты не могли обмануть систему, проходя один и тот же тест несколько раз подряд.
  6. Выберите опции отображения теста:
    • Вопросов на одной странице: этот параметр устанавливает число вопросов, демонстрируемых одновременно. Если количество вопросов превышает это число, то внизу страницы теста будет выведена навигационная строка, с помощью которой студент сможет перемещаться по страницам теста.
    • Случайный порядок вопросов: если выбран вариант «Да», то вопросы теста будут выводиться каждый раз в новом порядке.
    • Случайный порядок частей вопроса (в текущей русской локализации — «индивидуальная настройка случайного порядка ответов»): выбор варианта «Да» приведёт к тому, что отдельные части вопросов типа множественный выбор (multiple-choice) и сопоставление (matching) будут выводиться каждый раз в новом порядке, что затруднит студентам обмен информацией и списывание.
  7. Выберите опции для отдельных попыток:
    • Количество попыток: с помощью этой опции можно ограничить общее число попыток прохождения теста: от 1 до 10 либо без ограничений.
    • Каждая попытка основывается на предыдущей: если разрешено несколько попыток, можно также разрешить «доделывать» тест в ходе последующих попыток. Если выбран вариант «Да», то при повторном прохождении теста студенту будут предъявлены его ответы в предыдущей попытке.
    • Обучающий режим: в этом режиме рядом с каждым вопросом выводится отдельная кнопка «Отправить». При нажатии на эту кнопку ответ студента на данный вопрос проверяется и выводится результат. Студент может сразу же попробовать изменить свой ответ, но каждое изменение ответа будет приводить к начислению штрафа (зависит от установки опции «Начислять штрафы»).
  8. Выберите опции для оценивания:
    • Метод оценивания: если разрешено несколько попыток, можно определить, каким образом выводится итоговая оценка (наивысшый балл, среднее арифметическое, по первой попытке, по последней попытке).
    • Начислять штрафы: эта опция имеет значение только для обучающего режима.
    • Количество знаков после запятой: определяет точность округления результатов.
  9. Определите видимость результатов теста для студентов. Вы можете указать, показывать ли студентам их собственные ответы, полученные баллы, правильные ответы, общие комментарии и комментарии к отдельным вопросам.
    • Комментарий: в зависимости от выбранного студентом варианта ответа.
    • Общий комментарий: не зависит от ответа студента, может использоваться для того, чтобы сообщить какие-то общие сведения или дать ссылку на более подробную информацию.
  10. Выберите опции, касающиеся предотвращения списывания:
    • Необходим пароль: для прохождения теста студенты должны будут ввести этот пароль, который преподаватель должен им сообщить заранее.
    • Необходим сетевой адрес: тест будет доступен для прохождения только с указанных IP-адресов (IP-сетей).
  11. Комментарий к тесту: этот текст будет предъявлен студенту после завершения попытки. Текст может быть разным в зависимости от полученного балла.
  12. Нажмите кнопку «Сохранить и показать». На следующей странице будет выведен инструмент для составления тестовых заданий и наполнения теста.

Работа с банком вопросов

Банк тестовых заданий (банк вопросов) в MOODLE отделён от тестов: в банке вопросов находятся все тестовые задания курса, упорядоченные по категориям, в то время как тесты, с которыми работает студент, ссылаются на отдельные вопросы из банка или на целые их категории. Это позволяет использовать одни и те же вопросы многократно, экономя, таким образом, усилия преподавателя. Благодаря банку вопросов работа по подготовке тестовых вопросов отделена от работы по созданию тестов как таковых. Доступ к интерфейсу банка вопросов можно получить через пункт «Вопросы» в блоке «Управление», либо из интерфейса конструирования конкретного теста.

Обратите внимание: тестовые задания можно создавать непосредственно в конструкторе теста, в таком случае они по умолчанию попадают в специальную категорию, привязанную к этому тесту, а не в банк вопросов, и не могут быть использованы в других тестах.

Иерархия категорий

Банк вопросов может состоять из одного большого списка вопросов, но более целесообразно поделить его на разделы в соответствии с темами, из которых состоит курс, либо в соответствии с проводимыми контрольными работами. Категории могут быть вложенными друг в друга, то есть образовывать иерархию. В каждом курсе сразу после его создания доступна так называемая "категория по умолчанию". Кроме того, в зависимости от прав преподавателя в системе, преподаватель может помещать вопросы не только в категории в рамках курса, но и в категории более широких контекстов, с тем чтобы эти вопросы были доступны в других курсах раздела или даже во всех курсах на сайте.

Виды тестовых заданий

Чаще всего при составлении тестов используются следующие виды тестовых заданий:

  • вопросы с множественным выбором
  • вопросы, требующие ввода слова или фразы
  • задания на сопоставление
  • задания типа «да/нет»
Работа преподавателя над тестом, таким образом, начинается с заполнения банка вопросов тестовыми заданиями. Чтобы создать новое тестовое задание, на странице банка вопросов или конструктора тестов выберите требуемый вид в выпадающем меню «Создать новый вопрос». На странице создания нового вопроса укажите необходимую информацию, затем нажмите кнопку «Сохранить» в нижней части страницы.

 

IDevice Icon Как создать задание с множественным выбором
Этот тип заданий встречается, пожалуй, чаще всего. С помощью заданий этого типа можно создавать вопросы, требующие указание одного или нескольких вариантов ответа, использовать иллюстрации, присваивать отдельным вариантам ответа разный вес. Чтобы создать задание с множественным выбором, укажите на странице свойств задания следующую информацию:

  1. Создание задания начните с указания названия. С помощью этого названия вы будете ориентироваться в списке заданий, поэтому вариант «Вопрос №1» — не самый лучший.
  2. Введите текст задания. Если требуется добавить к заданию иллюстрацию, возможны два пути: если файл с изображением уже загружен в файловое хранилище курса, имя файла можно будет выбрать в выпадающем списке «Картинка для показа»; кроме того, если используется HTML-редактор, можно загрузить файл с помощью инструмента добавления изображений (иконка «Вставить рисунок»).
  3. Укажите оценку по умолчанию — количество «сырых» баллов, которое получит слушатель за правильное выполнение задания.
  4. Если предполагается использовать задание в тестах в обучающем режиме, установите размер штрафа за неверный ответ (число от 0 до 1). Штраф, равный 1 означает, что балл за задание слушатель может получить только при первой попытке ответа. Штраф, равный 0 означает, что слушатель может отвечать на вопрос сколько угодно раз и всё равно получить балл за это задание.
  5. Если требуется, добавьте общий комментарий, то есть текст, который будет показан слушателю независимо от его ответа. Этот комментарий будет демонстрироваться в том случае, если это разрешено настройками теста.
  6. Укажите, должны ли слушатели выбирать один вариант ответа или несколько.
  7. Укажите, должны ли варианты ответа каждый раз перетасовываться.
  8. Введите первый вариант ответа в поле «Ответ» и укажите соответствующую этому варианту оценку — долю от общего балла, соответствующую выбору данного варианта ответа. Доля может принимать положительные и отрицательные значения. Например, если всё задание оценено в 10 баллов, то выбор одного варианта из двух правильных может давать 50%, то есть 5 баллов. Выбор неправильного варианта может отнимать, например, 25% (2,5 балла).
  9. Если требуется, добавьте комментарий для варианта ответа. Этот комментарий будет показан только в том случае, если это разрешено настройками теста.
  10. Укажите другие варианты ответа в оставшихся полях. Неиспользованные поля будут проигнорированы.
  11. Если требуется, укажите общий комментарий для полностью правильного/частично правильного/неправильного ответа.
  12. Нажмите кнопку «Сохранить», чтобы сохранить задание.

Наполнение теста заданиями

Только что созданный тест не содержит ни одного задания, поэтому на следующем этапе нужно добавить в тест задания из банка вопросов. Для наполнения теста используется специальный «конструктор», который отображается сразу после создания теста (если была нажата кнопка «Сохранить и показать») либо при выборе вкладки «Редактировать» («Edit») на основной странице теста.

Конструктор тестов

Описание интерфейса «конструктора»

В правой части окна отображается содержимое какой-либо категории банка вопросов, в левой части — задания, уже использующиеся в тесте. Добавление и удаление заданий из теста производится с помощью иконок «Добавить в тест» и «Удалить из теста» рядом с каждым заданием (см. иллюстрацию). Задания можно добавлять в тест одно за другим либо целыми группами (сначала выделить требуемые задания, затем нажать кнопку «◄ Добавить в тест»).

Тесты могут состоять как из заранее подобранных заданий в определённом преподавателем порядке, так и из набора случайных заданий. Для добавления в тест случайных заданий нужно выбрать требуемое количество заданий в выпадающем списке и нажать кнопку «Добавить» рядом со списком. После этого в тест будет добавлено соответствующее количество пунктов типа «случайный вопрос» из текущей категории банка вопросов. Конкретные задания будут подставлены в эти пункты случайным образом в момент прохождения теста студентом.

Каждое задание банка вопросов характеризуется некоторой оценкой по умолчанию, количеством баллов, которое студент получает при правильном решении данного задания. С помощью полей в колонке «Оценка» («Grade») можно изменить эти значения в данном конкретном экземпляре теста, отразив, таким образом, отличия в сложности заданий. Сумма этих оценок даёт максимальное значение «сырого» итогового балла для данного теста. Так как «вес» данного теста в общем плане курса может по разным причинам не совпадать с арифметической суммой баллов за задания, для вывода результатов тестирования используется не «сырой» балл, а доля от параметра «Максимальная оценка», соответствующая доле правильно решённых заданий. Благодаря наличию параметра «Максимальная оценка» преподаватель может изменять количество и относительный вес заданий в тесте отдельно от изменения веса этого теста в общем плане курса.

Просмотр результатов тестирования

После того, как тест будет пройден хотя бы одним студентом, преподавателю будет доступна страница с результатами тестирования, которая имеет следующий вид:

Обзор результатов тестирования
Для каждой попытки прохождения теста на этой странице указаны имя студента, моменты начала и окончания попытки, общее время, потраченное на прохождения теста, итоговый балл, а также результаты оценивания каждого из данных студентом ответов. В зависимости от настройки конкретного теста (разрешённое количество попыток, использование штрафов, способ выбора оцениваемой попытки) одна из попыток будет выделена цветом — именно это значение результата отражается в ведомости курса (gradebook).

Ссылки из колонки «Оценка» ведут на страницу с подробным отчётом о данной попытке с указанием конкретных ответов студента на каждый заданный вопрос. На этой же странице есть инструменты для исправления оценки конкретного ответа, если по какой-либо причине автоматическая оценка была выставлена неправильно (обычно это случается из-за неточных формулировок тестового задания либо эталонного варианта).

 

Licensed under the Creative Commons Attribution Non-commercial Share Alike 3.0 License